"Островки" безопасности

Вопрос:

Можно ли при обгоне других транспортных средств заезжать на так называемые «островки безопасности» - элементы дорожной разметки, при которых, например, трехполосная дорога сужается до двух полос? Не приравнивается ли это к выезду на встречную полосу?

Кроме того, интересует, является ли выездом на встречную полосу, во-первых, пересечение сплошной линии разметки одним колесом без намерений для обгона, а, во-вторых, касание задним колесом встречной полосы в момент завершения обгона?

Ответ:

Приложением №2 к ПДД предусмотрена дорожная разметка и ее основные характеристики. Выделяются два вида разметки: вертикальная и горизонтальная. Горизонтальная разметка устанавливает определенные режимы и порядок движения, а вертикальная, в свою очередь, в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

В рамках заданного вопроса, в-первую очередь, нас интересует горизонтальная разметка, не соблюдение требований которой приведет к совершению административного правонарушения. Так, в частности, «островки безопасности», обозначенные посредством горизонтальной разметки чаще всего обрамляются со всех сторон сплошными линиями, основное предназначение которых состоит в том, чтобы разделять транспортные потоки противоположных направлений и обозначать границы полос движения в опасных местах на дорогах, а также обозначать границы проезжей части, на которые въезд запрещен.

Следовательно, заезд на «островок безопасности» при обгоне других транспортных средств будет признан административным правонарушением и приравнен к выезду на встречную полосу.

Кроме того следует учитывать положение гл. 9 ПДД (п.9.12), согласно которому «на дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное».

Относительно заезда на сплошную линию одним колесом можем пояснить, что данное действие будет признано выездом на встречную полосу, так как Правилами не только установлен запрет на пересечение сплошных линий, но и въезд на них.

По вопросу касания задним колесом встречной полосы в момент завершения обгона, законодатель более лоялен, а точнее судебной практикой признано, что в тех случаях, когда водитель транспортного средства начал совершать обгон в условиях, не противоречащих ПДД (гл.11), однако завершил обгон с заездом задним колесом на сплошную линию, суд становиться на сторону водителя транспортного средства, обосновывая свою позицию тем, что начало маневра было совершено в разрешенных условиях.